Рекомендации для родителей
по использованию музыкотерапии в
совместной деятельности с детьми.
Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
* В помещении для проведения музыкальной терапии должна быть максимально
удобная и комфортная обстановка (мягкие стулья, кресла или коврики), а освещение
искусственным, чтобы добиться отвлечения от реального течения времени
(светового дня) и усилить эмоциональное действие сеанса.
* Так же следует помнить, что коррекционные музыкальные сеансы должны
проводиться не на голодный желудок и не раннее чем через 2 часа после еды.
* Перед принятием сеанса музыкотерапии детей нужно обязательно настроить. Они
должны расслабиться - это поможет им принять в полной мере действие музыки.
При этом не важно, какое действие оказывает музыка - успокаивающее,
стимулирующее или поднимающее настроение.
* Лечение музыкой должно быть достаточно коротким, что бы не вызывать
усталости и возможных защитных реакций.
* Силу и громкость музыки нужно осторожно регулировать. Малую громкость
следует выбирать не только для успокаивающей, но и для стимулирующей музыки.
Большая громкость утомляет и потрясает нервную систему
* После прослушивания лечебной музыки нужно отдохнуть некоторое время.
Игры и упражнения для совместной деятельности с детьми.
Музыкотерапия «Морское путешествие»
1. Переживание своего эмоционального состояния: «Мы на корабле. Начался
шторм: паруса рвет ветер, огромные волны швыряют корабль, как щепку» (Вивальди
«Шторм»)
2. Формирования состояния покоя, защищенности: «Ветер стих, море гладкое и
прозрачное, как стекло. Корабль легко скользит по воде. » (Чайковский
«Баркаролла»)
3. Становление конечного эмоционального состояния: «Впереди земля! Наконец-то
мы дома. Как радостно встречают нас друзья и родные! ». (Шостакович
«Праздничная увертюра»)
Музыкотерапия «Уходи, злость, уходи»
Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они
начинают бить руками по подушкам с криком: «Уходи, злость, уходи!»
(Чайковский «Баба Яга»). Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники
по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раскинув руки и ноги, и
спокойно лежат, слушая спокойную музыку 3 минуты. (Шопен «Ноктюрн фа
мажор»)
Музыкотерапия «Зимняя сказка»
1. Переживание своего эмоционального состояния: «Наступила зима. На
-
-
трескучий мороз. (Шуман «Дед Мороз»)
-
2. Формирования состояния покоя, защищенности: «С ночного неба летят легкие
снежинки. Они искрятся в свете фонаря. » (Дебюсси «Танец снежинок»)
3. Становление конечного эмоционального состояния: «Закружила метель в нежном
вальсе». (Свиридов Вальс «Метель»)
Психогимнастика и музыкотерапия (направленные на расслабление, снятие
напряжения)
Родитель и ребенок превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны,
надувают щеки и течение 10 секунд удерживают заданную позу.
Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись
снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки,
приседают на корточки и ложатся на пол. (Шопен Вальс «Зимняя сказка»).