Развиваем у детей чувство ритма.
Родителям важно знать, что не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни можно создать условия для развития музыкальных способностей ребёнка. Играя, гуляя, во время самостоятельной игровой деятельности дети могут петь с вами песни, водить хороводы, слушать музыку, исполнять простые мелодии на детских музыкальных инструментах или шумовых игрушках. В таких играх у него развивается и мелодический слух, и чувство ритма, и музыкальная память, а так же расширяются музыкальные впечатления.
Музыкальный ритм входит в нашу жизнь с детства. Всё окружающее нас, живёт по законам ритма: смена времён года, дня и ночи, возрастные процессы, биение сердца, и многое другое подчинено определённому ритму. Грудной ребёнок, слыша музыку, начинает радостно улыбаться, хлопать в ладоши и лепетать, приплясывать на руках у матери. Мы видим, что чувство ритма заложено в каждом ребёнке от природы и формируется параллельно с развитием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сфер. Поэтому так важно не упустить момент и создать условия для развития музыкальности и ритмичности вашего малыша.
Используйте любой предмет, которым можно отстучать ритм песенки или стихотворения (ложку, палочку, молоточек, пластмассовый стаканчик, кубик) научите таким играм и друзей ребёнка.
-
Помните, чем чаще вы играете с ребёнком в музыкальные игры, тем быстрее у него разовьётся интерес к музыке, к ритму.
-
Только своим примером вы добьётесь успеха.
-
Используйте игровые ситуации и следите, чтобы он не стал скучать – это признак утомления.
Музыкальное воспитание детей с речевыми нарушениями
Музыка, музыкальное воспитание оказывает большую помощь в
коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Под
влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии правильно
подобранных приемов, дети преображаются: положительно развиваются психические
процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится их речь.
Музыкальное воспитание в детском саду направлено помимо решения
музыкальных задач, на решение задач коррекционных:
1. Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах,
выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой
успех, самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности, развиваться
более гармонично.
2. Нормализацию психических процессов и свойств: памяти, внимания,
мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с
музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивает тренировку органов
слуха.
3. Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие
равновесия, свободы движений, снятие мышечного напряжения, улучшения
ориентировки в пространстве, координация движений, развитие дыхания, воспитание
правильной осанки и походки. Специалисты утверждают, что коррекция движений
сказывается на речи. «Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного
эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи, поскольку
речь воспроизводится из стремления к общению, к участию в игре, в двигательной
импровизации».
4. Исправление ряда речевых недостатков: невнятного произношения,
скороговорки, проглатывания окончаний слов
.
Виды музыкальной деятельности - это слушание музыки и исполнительство
(пение, музыкально - ритмические движения, игра на детских музыкальных
инструментах, творчество).
Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной
деятельности. Вместе с тем, оно лежит в основе всех других ее видов. Слушание
музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяя их кругозор, влияет на
развитие речи и формирование личности в целом; оказывает действенную помощь в
решении коррекционных задач. У детей с нарушениями речи очень важно развивать
музыкальное восприятие, которое в свою очередь, будет требовать развития
внимания и памяти, т. е. способствовать решению важнейших коррекционных задач.
Исполнительство:
-
Игра на музыкальных инструментах - развитие внимания и памяти, координации
-
-
движений, музыкально-ритмического чувства.
-
Пение - давно используется, как одно из реабилитационных средств для заикающихся и
-
-
для тех, кто имеет нарушения речи. Пение помогает исправлять ряд речевых
-
-
недостатков: невнятного произношения, проглатывания окончаний слов, особенно
-
-
твердых, а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствуют автоматизации
-
-
звука, закреплению правильного произношения.
-
Музыкально – ритмические движения – вид исполнительской деятельности,
который включает упражнения, пляски, игры. Игра является основным видом
деятельности дошкольников. С их помощью в интересной и непринужденной
форме можно успешно решать стоящие перед педагогом коррекционные задачи.
Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка. Даже если ребенок
молчит, но движениями передает характер музыкального произведения,
выражает свое отношение к нему, если правильно выполняет двигательные
упражнения по заданию педагога, – значит, он реагирует на слово, думает,
запоминает, действует.
Среди музыкально – ритмических движений большое место
занимают музыкально-ритмические упражнения. Помимо упражнений, к
музыкально - ритмическим движениям относятся и танцы: парные, танцы с
пением,
хороводы, сюжетные, характерные. Танцы с пением и хороводы очень полезны
для детей с нарушениями речи, поскольку помогают координировать пение и
движение, они могут использоваться также и в самостоятельной деятельности
детей.
Творчество – предполагает развитие у детей творческого воображения,
активности, способности к импровизации в пении, музыкально - ритмических
движениях, игре на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми,
имеющими тяжелые нарушения речи, творчество является не самоцелью, а
скорее всего средством коррекции, помогающим преодолеть стеснение,
снимающим напряжение, а также развивающим воображение, внимание, память.